Поручением главы администрации области А.В. Никитина предусмотрена модернизация системы оплаты в общественном транспорте на всей территории Тамбовской области. Будут введены новые способы оплаты проезда за счет перехода к использованию Региональной автоматизированной системы учета и оплаты проезда (далее – Система). Утвержден комплексный план мероприятий («Дорожная карта») по внедрению новой Системы. Современная технология электронной оплаты услуг общественного транспорта должна стать доступной и начать активно использоваться в каждом уголке нашего региона в течение 1-го полугодия 2019 г. Кроме привычных наличных денежных средств, предусматривается несколько способов оплаты проезда:

Бесконтактные банковские карты.

Транспортные карты.

Смартфоны с приложениями типа Samsung Pay, Apple Pay и т.п.

Кроме бесконтактной банковской карты и наличных, пассажиры смогут выбрать для использования транспортные карты. Начало их распространения намечено на вторую половину марта 2019 г. К этому времени будет обеспечена работа специальной сети пунктов распространения и пополнения транспортных карт. Таким образом, для оплаты услуги по перевозке в транспорте пассажир – пользователь Системы, не обладающий правом льготного проезда, сможет использовать наиболее удобную для него форму оплаты проезда.

Для пассажиров с правом льготного проезда в общественном транспорте будут предусмотрены индивидуальные многоразовые Социальные транспортные карты (СТК), которые будут использоваться взамен «талонов» на льготный проезд, действующих сейчас, при предъявлении соответствующего документа, подтверждающего право на льготу.

 Согласно плану, до конца февраля 2019 года всем перевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки в Тамбовской области, будут предоставлены транспортные терминалы. С 1 марта 2019 г. реализация «льготных» талонов, используемых при оплате проезда, в текущем порядке (через почтовые отделения) должна быть прекращена. Вместо талонов будут выдаваться Социальные транспортные карты.

Для плавного перехода к новой Системе до 1 мая 2019 г. будет действовать переходный период. В течение марта и апреля 2019 г. оплатить льготный проезд будет возможно либо талонами, оставшимися на руках у населения после прекращения их продажи, либо Социальной транспортной картой, полученной гражданином. Оплатить льготный проезд в общественном транспорте талонами станет невозможно с 1 мая 2019 года. После этого срока льготные талоны в транспорте действовать не будут.

С 1 мая 2019 г. планируется введение новых тарифов на перевозки пассажиров и багажа. Тариф должен быть дифференцированным, т.е. зависеть от способа оплаты проезда (в безналичной форме или за наличный расчет). Кроме этого, Система позволяет собирать статистические данные и формировать различные предложения по вариантам оплаты проезда (тарифным планам), подходящие под потребности пассажира, делать тарифы более гибкими и привлекательными для удобства использования общественного транспорта.

Для максимального понимания последовательности действий пассажиров, включая льготников, при переходе от «талонной» системы предоставления льгот на транспорте к использованию Социальных транспортных карт, по апрель 2019 г. включительно намечена масштабная информационная кампания, направленная на разъяснения населению планируемых изменений, порядка получения и использования своих Социальных транспортных карт и других вопросов, связанных с использованием Системы и новых средств оплаты проезда.

В скором времени будет доступен официальный сайт Системы, на котором будет размещена вся необходимая информация для граждан, связанная с использованием Системы.

В России подобные «электронные» системы оплаты проезда на транспорте давно применяются во многих городах и регионах, и оцениваются населением как удобная и современная форма расчетов за транспортные услуги. Вместе с тем для Тамбовской области внедрение такой Системы – не просто «дань моде», а комплексный инструмент управления сферой пассажирских перевозок. Для специалистов будут важны данные о параметрах перевозок, получаемые из Системы. Информация о количестве пассажиров перевозимых по маршрутам, по рейсам, по категориям пассажиров и формам оплаты и т.п., станет основой для принятия решений о развитии транспорта в интересах пассажиров и позволит повышать качество транспортного обслуживания.