Своевременно уплачивать налоги - конституционная обязанность каждого налогоплательщика

Срок для своевременной оплаты физическими лицами налогов, указанных в налоговых уведомлениях за 2020 год, истекает 1 декабря.

Порядок направления налоговых уведомлений не поменялся. Как и раньше, они направлены по почте заказными письмами или размещены в электронной форме пользователям «Личного кабинета налогоплательщика». Также гражданин может получить налоговое уведомление в любом налоговом органе либо через уполномоченный МФЦ на основании заявления.

Оплатить налоги, указанные в налоговом уведомлении, можно с помощью сервиса «Заплати налоги» или в «Личном кабинете налогоплательщика». Для этого достаточно ввести реквизиты банковской карты или воспользоваться онлайн-сервисом одного из банков-партнёров ФНС России. Уплатить налоги также можно по QR- или штрихкоду из налогового уведомления, в банке с указанием УИН платежа, в кассах местных администраций, на почте или в уполномоченном МФЦ.

Если гражданин не может посетить отделение оператора почтовой связи для получения налогового уведомления, направленного заказным письмом, он может любым удобным способом или через интернет-сервис «Обратиться в ФНС России» направить в налоговый орган просьбу предоставить уникальные идентификаторы начислений (УИН), указанные в направленном ему налоговом уведомлении.

В таком обращении указываются сведения о его авторе, которому направлено налоговое уведомление: информация о фамилии, имени, отчестве (при наличии), реквизитах основного документа, удостоверяющего его личность (вид, серия, номер, дата выдачи, кем выдан), идентификационном номере налогоплательщика (ИНН), указываемом по желанию заявителя, адресе электронной почты для направления ответа на обращение (сведений об УИНе), а также о налоговом периоде, в отношении которого запрошены сведения. В дальнейшем уплата налогов по УИН возможна с использованием сервиса «Заплати налоги» на сайте ФНС России либо иным способом, в том числе через терминалы и сервисы банковских организаций.

Если налогоплательщик не заплатит указанные в уведомлении налоги вовремя, то уже со 2 декабря 2021 года, задолженность будет расти каждый день за счет начисления пеней. В этом случае налоговый орган направит требование об уплате. Если должник его не исполнит, тогда налоговый орган обратится в суд за принудительным взысканием налогов. Далее долг будут взыскивать судебные приставы, которые могут принять ограничительные меры: например, заблокировать банковский счет должника или арестовать и принудительно реализовать его имущество.

Налоговики продолжают контролировать применение ККТ на рынках

Межрайонной ИФНС России № 4 по Тамбовской области реализуется федеральный проект по исключению недобросовестного поведения на рынках и иных торговых точках.

Цель проекта – побудить участников сферы общественного питания и рыночной торговли к повсеместному применению контрольно-кассовой техники, сокращению теневого оборота выручки и созданию равных конкурентных условий ведения бизнеса

В рамках первого этапа названного проекта налоговики информировали предпринимательское сообщество и управляющие компании рынков о необходимости соблюдения требований закона. Однако выявляются случаи теневого оборота наличных средств и игнорирования прав потребителей.

В настоящее время сотрудники инспекции осуществляют контрольные мероприятия в отношении торговцев, которые не изменили свою модель поведения и продолжают вести деятельность с нарушениями.

На текущем этапе реализации всероссийских проектов налоговыми органами на постоянной основе осуществляется контроль за применением ранее зарегистрированной в налоговых органах контрольно-кассовой техники. Выбор недобросовестных субъектов бизнеса для включения в ежемесячные планы проверок проводится способом дистанционного наблюдения на основе анализа данных, поступающих с онлайн-касс.

В ходе программного мониторинга зарегистрированной кассовой техники из предварительно отобранного списка её пользователей, у которых фиксируется заметное снижение выручки по отношению к предыдущим календарным месяцам, в группу с высоким риском совершения нарушений отбираются в первую очередь субъекты бизнеса, имеющие на учёте кассовую технику, но не передающую фискальные данные продолжительными периодами («молчащая касса»). Кроме того, в план проверок включаются субъекты, в расчётах которых наблюдаются факты непропорционального соотношения доли наличных и безналичных платежей к общей сумме расчетов, а также факты проведения операций по возврату прихода на несоизмеримо крупную сумму по отношению к сумме выручки.

Осуществляемое дистанционно в режиме реального времени наблюдение за данными о транзакциях онлайн-касс позволяет налоговым органам отслеживать не только потоки и объемы денежных средств, но и выявлять нарушения порядка применения кассовой техники в части отсутствия на кассовых чеках всех обязательных для отражения реквизитов.

В ходе проверок соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники, в том числе при осуществлении таких проверок в сфере общественного питания и рыночной торговли, помимо неприменения при расчётах с покупателями кассовой техники (продавцы не редко предлагают осуществить расчёт с помощью перевода денежных средств через мобильный банк по номеру телефона или на банковскую карту) очень часто устанавливаются также и нарушения, связанные с выдачей кассовых чеков, на которых не указаны или неверно указаны те или иные обязательные к отражению реквизиты: должность и фамилия лица, осуществившего расчёт; форма расчёта (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке); дата, время и место осуществления расчёта, включая почтовый индекс адреса здания и помещения, где установлена кассовая техника; наименование товаров, работ, услуг; применяемая при расчёте система налогообложения и др.

При планировании контрольных мероприятий налоговые органы ориентируются также и на общественный (гражданский) контроль.

Любой покупатель товаров (услуг) может стать участником всероссийских проектов ФНС России, осуществляя проверку легальности и корректности выданных ему при расчётах документов с помощью бесплатного онлайн-сервиса, размещенного на официальном сайте ФНС России по ссылке kkt-online.nalog.ru/#check-bill, либо соответствующего мобильного приложения «Проверка чеков ФНС России», скачав его на Google Play или App Store. Данный сервис в результате экспресс проверки позволяет покупателю направить жалобу в ФНС России и в случаях отказа в выдаче кассовых чеков, и в случаях установления программой каких-либо несоответствий при проверке выданных ему кассовых чеков.

С учётом изложенного, обращаем внимание всех участников расчётов и, отдельно, организаторов бизнеса, относящихся к сфере общественного питания и рыночной торговли, о необходимости не только регистрации в налоговых органах приобретенной контрольно-кассовой техники, но и обязательного применения такой техники с передачей в адрес налоговых органов всех регистрируемых на ней фискальных документов при каждом расчёте с оформлением и выдачей каждому покупателю кассового чека с полным набором корректно отраженных на нём реквизитов, включая наименование и стоимость каждого проданного товара.

Налогоплательщикам, уклоняющимся от применения кассовой техники в предусмотренных федеральным законодательством случаях, грозит привлечение к административной ответственности в виде предъявления административного штрафа, размер которого исчисляется от суммы расчётов, осуществленных без применения кассовой техники.

Для должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей размер штрафа установлен в пределах от 25 до 50 процентов указанной суммы расчётов, но не менее 10 тыс. руб., а для юридических лиц – от 75 до 100 процентов указанной суммы расчётов, но не менее 30 тыс. рублей.

При этом, привлечение к административной ответственности не освобождает правонарушителя от обязанности применения кассовой техники и должно сопровождаться исправлением допущенного нарушения, а также формированием кассового чека коррекции. Повторное совершение правонарушения может привести к дисквалификации должностных лиц организаций со сроком до двух лет, а также к административному приостановлению деятельности индивидуального предпринимателя (юридического лица) до 90 суток.

Нарушение порядка и условий применения кассовой техники, выразившееся в оформлении на ней кассовых чеков с не указанными или некорректно (не в полном объёме) указанными на них обязательными к отражению реквизитами влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб., а на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

В свою очередь, следует иметь в виду, что организации и индивидуальные предприниматели могут избежать административной ответственности, если добровольно сформируют через кассовую технику и направят в налоговые органы чеки коррекции. Данные коррекционные чеки оформляются на кассовой технике в случаях, когда нужно оформить расчёты, произведённые без такой техники, или исправить ошибки в ранее оформленных кассовых чеках при применении такой техники. Важно, чтобы чеки коррекции были сформированы и направлены по их правовому назначению до того, как налоговым органам стало известно о корректируемом нарушении.

Налоговая служба призывает всех продавцов товаров (работ, услуг) соблюдать законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а покупателей (потребителей) товаров (работ, услуг) – быть активными и требовать кассовые чеки за каждый расчёт наличными и безналичными денежными средствами, в том числе при посещении объектов общественного питания, рыночных территорий, ярмарок, торговых центров.

Получить информацию по выбору модели онлайн-кассы, порядку её регистрации и применения можно в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники».

 

О возможности представления налогоплательщиками документов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения по принципу экстерриториальности

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели (далее – ИП), изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства ИП не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.

Согласно пункту 2 статьи 346.13 Кодекса вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация и ИП признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

В соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 Кодекса в случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

В целях обеспечения возможности представления налогоплательщиками документов, связанных с применением УСН, по принципу экстерриториальности ФНС России реализована возможность для налогоплательщиков в представлении документов, связанных с применением УСН в любой территориальный налоговый орган, без привязки к месту нахождения организации или месту жительства ИП по следующим формам:

- уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) (КНД 1150001),

- сообщение об утрате права на применение УСН (форма № 26.2-2) (1150003),

- уведомление об отказе 2 от применения УСН (форма № 26.2-3) (КНД 1150002),

- уведомление об изменении объекта налогообложения (форма № 26.2-6) (КНД 1150016),

- уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН (форма № 26.2-8) (КНД 1150024).

Доверенность должна быть направлена в налоговый орган до начала электронного документооборота с представителем

Налоговая служба разработала новый формат доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщиков сбора, страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, предоставляемой в электронной форме, и порядок ее направления по телекоммуникационным каналам связи (приказ ФНС России от 30.04.2021 №ЕД-7-26/445@).

Согласно порядку доверитель (либо его представитель) направляет оформленную доверенность в налоговый орган по месту нахождения организации, по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации) физического лица, месту нахождения обособленных подразделений или нахождения объектов налогообложения. Доверенность должна быть заверена усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.

Составить доверенность можно в отношении одного налогового органа, нескольких или всех налоговых органов. Для этого в поле «Код налогового органа, в отношении которого действует доверенность» указывается один или несколько кодов налогового органа. Если поле не заполнено, то доверенность будет действовать во всех налоговых органах Российской Федерации.

Межрайонная ИФНС России № 4 по Тамбовской области обращает внимание на то  что доверенность должна быть направлена в налоговый орган до начала электронного документооборота с представителем.